Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости (семинар)
В процессе учебной деятельности все учащиеся испытывают самые различные чувства и эмоции, которые представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы и др.) образуют в совокупности эмоционально-чувственную сферу человека. У наиболее эмоциональных учащихся в процессе обучения возникает феномен тревожности.
Тревожность - это склонность человека к переживанию состояния тревоги - смутного, неприятного эмоционального состояния, характеризующегося ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства.
У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Тревожность как свойство обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Но если этот уровень снижается или, что хуже, повышается, у учащихся возникают проблемы личностного характера. Поэтому уровень тревожности учащихся непосредственно сказывается на успешности их учебной деятельности.
Иногда тревога является естественной и адекватной, а поэтому даже полезной. Каждый ученик чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определенных ситуациях, особенно, если он должен сделать что-то необычное или подготовиться к этому. Например, выступление перед аудиторией с речью или сдача экзамена. Этот вид тревоги нормален и даже полезен, так как побуждает подготовить выступление, изучить материал перед экзаменом. В других случаях тревога является неестественной и неадекватной, и вследствие чего патологической и вредной. Она становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога не только не помогает учащемуся, но, наоборот, начинает мешать ему в его учебной деятельности.
Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. С одной стороны, эмоции тревожного ряда являются симптомами стресса. С другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу. А контрольно-оценочные этапы учебного процесса для большинства учащихся всегда являются стрессовыми. Поэтому очень важно следить за поведением учащихся в ходе учебного процесса, особенно во время контролирующих мероприятий. Это поможет вовремя заметить переживания учащегося по какому-либо поводу, определить вид и характер тревожности учащегося на ранних этапах ее появления и выявить причины ее возникновения.
Постоянное ощущение чувства тревоги негативно сказывается на психологическом состоянии учащихся: постоянная тревожность переходит в стресс и занимает особое место в жизни и учебной деятельности.
Тест Филлипса
Целью исследования было изучение уровня и характера тревожности связанного со школой.
Общая тревожность. Низкий уровень говорит о скрытой тревожности. Такие дети не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности. Идет обесценивание неудач, т.е. нет переживаний к неблагополучию. Возможно, у таких детей были случаи нерегулируемой (открытой) тревоги, с которыми они научились справляться путем подавления этого состояния. Чтобы не повторить подобный опыт, они научились избегать сложных ситуаций. Анализируя ответы на тестовые вопросы, чувствуется, что некоторые учащиеся лукавили. Часто названия тестов показывают что необходимо выявить, и ученики, желали показать лучший результат, не зная о том, что низкая тревожность это плохо.
Общая тревожность складывается из таких показателей: как переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты.
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Восприимчивость к стрессу связана и с фактором самооценки. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе, а также сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности.
Устойчивая самооценка школьника формирует его уровень притязаний. При этом у школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению. Она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной.
Завышенные оценки и самооценки проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. Это приводит к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.
Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность. Симптомы заниженной самооценки: тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности» – это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку») и др. Учащиеся с низкой самооценкой считают себя неспособными, не умеющими справляться с трудностями и противостоять угрозе. Как правило, у них высокий уровень тревожности и соответственно они более подвержены развитию стресса.
Учащиеся, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Дети, имеющие нормальную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям, стремятся к достижению успеха в учебной деятельности.
Неадекватная оценка себя опирается на мотивационные трудности, с которыми сталкиваются школьники и далее студенты в учебной деятельности, а также на высокую тревожность.
Для учащихся с адекватной самооценкой характерны средний уровень тревожности и более устойчивая мотивация.
После неудачи учащиеся с низкой самооценкой склонны фокусироваться на негативных последствиях, обвинять себя и делать резкие заключения о собственных возможностях, в то время как учащиеся, обладающие высокой оценкой себя, склонны приписывать причины неуспеха внешним обстоятельствам. Эти отличия помогают объяснить, почему низкая самооценка связана с негативными эмоциями, тревожностью, депрессией и неумением адаптироваться, тогда как высокая – с большей уверенностью, ожиданием успеха, оптимизмом и низкой тревожностью.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.
Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Самооценка волевых качеств личности.
Цель проведения теста: оценка уровня развития таких волевых качеств, как целеустремленность, смелость, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание и инициатива.
Волевые качества – это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
Целеустремленность – это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
Смелость – это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.
Решительность – свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.
Настойчивость – это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство – это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.
Инициативность – это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности.
Самостоятельность – это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.
Выдержка – это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка - это проявление тормозной функции воли. Она позволяет «затормозить» те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.
Самообладание – это способность человека Контролировать себя, разумно управлять своим Психологическим состоянием и поведением, действовать взвешенно, сохранять спокойствие в сложных жизненных ситуациях.
Воля - это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут ``сломить'' его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.
С целью изучения причин снижения учебной мотивации, мной был взят “Опросник “САН”. Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Самочувствие- это система субъективных ощущений, свидетельствующих о некоей степени физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния. Содержит как общую качественную характеристику (хорошее или плохое самочувствие), так и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт в частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания).
Активность – это особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся наиболее эффективным средством производства своих основных характеристик (мотивации, целенаправленности, осознанности, владениями способами и приемами действий), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность..
Настроение – это эмоциональный процесс, который выражает наше отношение к жизненной ситуации, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.
Настроение в данных классах находится на уровне нормы и выше нормы.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счёт относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.